Живите так, чтобы в любой момент своей жизни вы любому человеку могли честно посмотреть в глаза и тут же послать его на хуй (с)
29.02.2012 в 08:57
Пишет Sindani:29.02.2012 в 15:55
Пишет TrashTank:Сериальчег "Жукофф". Родня главгероев не оценила креатива.
![](http://img.rg.ru/pril/article/58/29/52/CIMG4477.jpg)
Эра Жукова, дочь маршала Г.К. Жукова:
«Дети говорят мне: "Не смотри". Но я, конечно, смотрю, переживаю, расстраиваюсь. Главный герой этого сериала совершенно не похож на моего отца: сколько ни всматриваюсь, не вижу ничего общего. Выбор актера кажется мне довольно неудачным, к тому же, играет он совершенно другого человека. читать дальшеСоздатели фильма говорят о том, что они снимали его с уважением к маршалу Жукову, не умаляя его военных заслуг, с вниманием к человеку, но никакого человека там нет, и фильм этот не о маршале и не о полководце. Я прожила жизнь рядом с отцом и могу сказать, что все было совсем не так. Даже те факты, которые имели место, в этом фильме подаются в совершенно другом свете. Я уже была взрослым человеком, и все происходило у меня на глазах. Да, было два обыска, которые я прекрасно помню, кстати, в результате одного из них у меня украли фотоаппарат - подарок отца. Потом еще один обыск был на квартире. Да, это было достаточно драматично, но не так, как это происходит на экране: водка, самоубийства, пытки... Я не понимаю, откуда взялись все эти события, показанные в фильме.
Не знаю, что будет дальше, но то, что я уже видела, и то, что анонсируют, не имеет ничего общего с действительностью. Я хорошо знаю всех близких отцу людей, но это совсем другие люди, поступки, мотивация, показанные в сериале, совершенно не были им свойственны. Наш добрый друг Лидия Русланова, двоюродный брат отца, который действительно жил у нас на даче, но двадцатью годами позже, и при этом не пил... Я вижу, как на экране жена Жукова дает дочери пощечину. Моя мама?! Мне?! Такого не было никогда. Героиня Елены Яковлевой вообще ничем не напоминает мою маму Александру Диевну. Мама была скромной, доброй, мягкой. Ее давно нет, она умерла в 1967 году, но я ни разу ни от кого не слышала о ней худого слова. Она не позиционировала себя как маршальскую жену. В те времена это вообще не было принято, жены полководцев вели себя скромно и достойно. Даже когда отец ушел из семьи, он, как говорится, не закрыл за собой дверь. И, когда мама умерла, отец очень тяжело это переживал. Его вторая жена Галина Александровна рассказывала мне, что он заперся у себя в кабинете и целый день не выходил оттуда. Но в фильме все переврано. Я уже не говорю о том, как показана фронтовая подруга отца Лидия Захарова. Да, была война, потом их отношения, возможно, какое-то время продолжались, но такого громкого романа, как тот, что показывают в сериале, там, конечно же, не было. Папа был с нами, и мы - дети - именно поэтому вообще не знали ничего об этой истории.
Все увиденное вызывает у меня неприятие. Зачем этот фильм? С какой целью он сделан? Принизить значение личности отца? Не знаю, каким будет впечатление зрителей, но, на мой взгляд, в этом фильме показали плохого человека. И это - не маршал Жуков. У каждого человека есть личная жизнь, в которую он не хотел бы впускать посторонних. Не хотел этого и отец. А авторы картины копаются в ней грязными руками, пользуясь тем, что мертвые не могут себя защитить. Не советуются, даже не сообщают об этом его родным. Мне кажется, что полководец должен оставаться полководцем, исследовать его биографию должны профессиональные историки, а его личная жизнь никого не касается».
Мария Жукова, дочь Г.К. Жукова от второго брака:
«Поначалу я вообще не хотела его смотреть. Но мне все звонили, в том числе журналисты, говорили об этом сериале, и я была вынуждена. Я через силу заставляла себя досматривать каждую серию, думая: "скорее бы конец!" Первая реакция: я поняла, что фильм вообще не о Жукове. читать дальшеЯ все время искала какую-то зацепку - во внешности, в манерах, в разговорах, в реакциях на ту или иную ситуацию, но не обнаружила ничего, за что можно было бы зацепиться, и сказать, что это похоже на моего отца. Все это касается и моей мамы - Галины Александровны. Больше всего меня удручает то, что нам не показали сценарий, не позаботились о том, чтобы была хоть какая-то достоверность. Жуков - это историческая личность, и люди скоро будут судить о нем не по достоверным источникам, а по таким произведениям. Этот фильм нужно было назвать "Иванов", "Петров", "Сидоров", пусть военный, пусть маршал, но вымышленный персонаж, а никак не Жуков! Теперь я читаю в интернете, что Жуков был бабником, не мог разобраться со своими женщинами, что выпивал. Для дочерей все это просто оскорбительно!
Действительно, мама приехала в Свердловск по распределению, была начинающим врачом, а отец командовал военным округом. Но выросла мама не в деревне и не в тайге, как говорит героиня фильма, а в Казани. И, уж если говорить об этом, мама не могла первой признаться в любви маршалу Жукову! Она трепетала перед ним, ведь это было после войны, она думала: "кто я, и кто Жуков!" Мама, как могла, избегала его. Отец долго ухаживал за ней, и, как он сам писал в дневнике, признался ей в любви. Мама никогда не называла отца Жорой. Только Георгием!
Письмо Георгия Жукова его последней жене:
4 сентября 1952 г., Гурзуф
Галина, любимая!
Пишу тебе в надежде на то, что ты уже в Свердловске. Родная, как ты провела время в Казани, как встретила и проводила тебя мама?
Я в Гурзуфе с 1 сентября. До сих пор нахожусь под очарованием последней встречи с тобой, моя Галюсенька! В Москве ты была так хороша и мила, что до сегодняшнего дня я все время любуюсь и вдохновляюсь тобою. Я бы хотел, чтобы ты сохранила такой вид и общее состояние на возможно более длительный срок, а это зависит только от тебя, моя родная...
Погода в Крыму стоит очень хорошая. Небо голубое, море зелено-голубое, теплое, ласковое и манящее в свои объятия. Родная моя, как жаль, что нет здесь тебя. Мне не хватает тебя, без тебя я очень скучаю... В Свердловске я хочу быть около 20 сентября и не потому, что мне нужно быть на областной партийной конференции, а потому что я очень скучаю без тебя, моя любимая голубка, родная, ласковая Галюсенька. Чем ты сейчас занимаешься? Может быть, дежуришь? Но что бы ты ни делала - не забывай того, кто всегда думает о тебе, кто искренне любит тебя...
Пусть тебя хранит моя любовь, моя мечта о тебе...
Твой Георгий.
Мне до этого показывали пару сценариев, и я их, конечно, забраковала, потому что они, по моему мнению, были ужасны. А об этом сериале я впервые услышала примерно год назад. Я узнала, что Николай Губенко отказался сниматься в нем, и написала ему письмо, в котором спросила, кто режиссер, кто автор сценария, и почему он отказался в этом участвовать. Из его ответа я поняла, что, прочитав сценарий, он отказался сниматься в роли Жукова по принципиальным соображениям. За что я ему благодарна! Когда я смотрела сериал "Жуков", я не один раз вспомнила добрым словом Михаила Александровича Ульянова, который сыграл отца, например, в фильме "Освобождение" и других картинах. Он мне и раньше нравился, но все же я видела какие-то недостатки, а сейчас я понимаю, что нужно сказать ему большое спасибо за то, что он с такой глубиной, мастерски сыграл отца. На протяжении всего сериала я увидела, пожалуй, одну единственную улыбку на лице исполнителя роли Жукова Александра Балуева. А ведь отец был очень улыбчивым, обаятельным человеком!
Создатели фильма говорят, что не добивались внешнего сходства актера с героем... Но внутреннего сходства тоже нет! Меня поразила сцена, где Жуков убивается из-за смертельной болезни моей мамы: рыдания, крики. Конечно, отец очень переживал, но держал себя в руках. У него были потрясающая выдержка, терпение, мужество… Он просто молчал, уходил в себя, но истерить?! Здесь есть претензия на то, что Жукова посетила большая любовь к моей маме, как награда за его нелегкую жизнь. Но я не увидела в этом сериале никакой любви. Все приземленно-банально! Меня иногда спрашивают, как это было... Вспомните Элину Быстрицкую в роли врача в фильме "Неоконченная повесть". Мама чем-то на нее похожа - взгляд, манеры, достоинство, обаяние и, вместе с тем, скромность. И последняя сцена, когда главные герои смотрят друг на друга, и показаны только их глаза, но в них такая глубина, и не нужно слов...
Да, большинство людей, которые знали моих родителей, умерли, но еще есть те, кто мог бы об этом рассказать. А в сериале крики, истерики... Я уже не говорю о том, что на протяжении всего фильма Жуков пьет, а в одной из серий - вообще из горла бутылки. Это отец-то!? Да, если уходить в частности, я могу многое сказать. В последних сериях показана жизнь опального маршала в каком-то "домике лесника": дачу отняли, молоко получают по карточкам, жена сама готовит. На самом деле мы жили на госдаче в Сосновке - это был огромный особняк. Когда консультировать отца приехали французские врачи, они сказали: "О, это маленький Версаль!" Они спрашивали: "Это ваша личная дача?" А переводчик пояснял, что дача государственная. Там был повар, были парковые рабочие, у отца был адъютант. В фильме он вроде как всеми забыт, обивает пороги кабинетов...
Нет, это к Жукову приезжали - все равно это оставался Жуков. И то, что отца не пригласили на прием в Кремль по случаю двадцатилетия Победы - неправда. Я храню номер французского журнала "Пари Матч", где напечатана огромная цветная фотография отца со всеми наградами и мамы - очень элегантной, выходящих из "Чайки" у Дворца съездов. У меня в домашнем архиве есть несколько фотографий этого радостного для отца события. И, разумеется, не было этого опустившегося Жукова в халате, который пьет, чтобы забыться. Отец, конечно, очень переживал, когда его сняли с должности, но он пил снотворное. Он говорил Константину Симонову: "Я засыпал, просыпался, потом опять принимал снотворное, и все негативные эмоции я пережил во сне. А через какое-то время просто взял и поехал на рыбалку".
![](http://img.rg.ru/pril/article/58/29/52/CIMG4482.jpg)
Это же был человек с колоссальной силой воли, с огромным самообладанием. Но самое чудовищное в фильме, на мой взгляд, что Жуков снимает с себя крест, - он остался христианином до конца! Я просто сочувствую зрителю, которому показывают эту чушь. Это чересчур даже для художественного фильма! Хотя мне пришлось прочитать много положительных отзывов, и для меня это стало открытием: люди, даже посмотрев такой фильм, все равно с большим уважением пишут об отце. Они говорят, что все это заставило их еще раз о нем вспомнить и поклониться его светлой памяти и заслугам перед Родиной. Так что если кто-то хотел свергнуть отца с пьедестала - это вряд ли получилось!
Делать такое кино, когда живы дочери Жукова - люди, которые его знали, любили и любят, - это бессовестно. Мне звонили с возмущением мои знакомые ветераны войны, звонила Ирина Викторовна, которая делала отцу массаж после инсульта. Она очень расстроилась, сказала, что смотрела этот сериал и плакала. И все же в суд я подавать не буду - есть ведь Божий суд…»
Наталия Конева, дочь маршала И.С. Конева:
«Когда на телевидении снимают передачи про сегодняшних "звезд", аудиторию нередко завлекают именно подробностями их личной жизни. Нынешние светские персонажи заинтересованы в этом формате - он приносит им дополнительный пиар. Они отдают себе отчет в том, что подробности их личной жизни, связи, интимные отношения станут предметом публичного интереса. Но теперь на Первом канале решили вспомнить "звезд" прошлых лет, читать дальшеподтверждением чего может быть недавно показанный многосерийный фильм о Екатерине Фурцевой. Выбирают знаменитых людей той эпохи, но приемы используют те же, что и для освещения стиля жизни современных звезд.
А ведь маршал Жуков - это человек, который во многом изменил исторический процесс. Сожаление вызывает воссозданная в фильме атмосфера послевоенных годов, ведь это, понятно, не только костюмы, шляпки и автомобили… Мы - потомки, безусловно, помним этих людей совершенно другими. Как говорил мне отец, эти люди не бражничали. А в фильме много места отведено выпивке, загулам. Все это перекликается со знакомыми нам подробностями современной "гламурной" жизни.
Авторы говорят: "Мы хотим показать не полководца, а человека, который снял мундир". Хорошо, но в этом случае необходимо задать себе вопрос: где вкус и чувство меры, которые должны присутствовать в работе над такой большой темой? В сериале в концентрированном виде показана интимная сторона жизни. Но, если вы говорите о Жукове-человеке, наверное, нужно рассказать и о других важнейших сторонах его жизни. Из этого фильма мы не узнали, как отдыхал Жуков, какие книги читал, как воспитывал своих детей, ведь при Сталине наши родители ночью работали, а днем отдыхали.
Мы видим маршала то в семье, то у любовницы, но не видим никаких тонких психологических моментов: как он строил отношения с окружавшими его людьми, например. Там нет серьезных разговоров и диалогов, раскрывающих личность Жукова в переломные, острые периоды его жизни. Вызывает сомнение и историческая достоверность. В этой ленте есть факты, которые не соответствуют действительности и являются удобным для создателей картины художественным вымыслом. А, например, важнейшее историческое событие - заседание Высшего военного совета 1946 года, которое отражает взаимоотношения полководцев-победителей с властью, затронуто без необходимой глубины. Известно, что на судьбоносном для Жукова заседании не только маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко, но и другие боевые соратники Георгия Константиновича встали на его защиту. Именно их солидарная позиция и удержала Сталина от принятия репрессивных мер.
Когда снимают передачи про нынешних героев, Первый канал всегда приглашает друзей, знакомых, близких поговорить об этом человеке. Почему же, снимая фильм о такой масштабной исторической фигуре, авторы не сочли нужным пообщаться с людьми, хорошо знакомыми с обстановкой вокруг этого человека. Ведь они помнят самые достоверные детали и подробности. Их свидетельства, несомненно, придали бы фильму большую правдивость. А так на наших глазах создается новый миф. Мы видим не Жукова во всей противоречивости и масштабности его натуры, а словно бы экранизацию некоего популярного романа "Жуков и его женщины", которая заслонила собой все».
Тамара Новикова, вдова главного маршала авиации А.А. Новикова:
«Это не первый раз, когда Пиманов делает исторический фильм, в котором искажены важные факты. Почему он, зная, что мы - Новиковы - когда-то уже возмущались по этому поводу, не обратился ко мне? Ведь у меня есть документы из многих архивов, в том числе из личного архива Сталина, которые проливают свет на то, что же на самом деле произошло в этот трагический период послевоенных репрессий.
читать дальше
В сериале показан важный эпизод - заседание Высшего военного совета 1 июня 1946 года, протокол которого недоступен для исследователей. Он происходил так: там было 18 человек, повестка дня: "О т. Жукове". О товарище - не о маршале! Был протокол, который люди, которые делали этот фильм, очевидно, не видели. Первым выступал Конев, которому в фильме приписали несуразную реплику "история нас рассудит". Да не говорил этого Конев! И то, что зачитывали на этом заседании, как "показания" маршала Новикова, на самом деле было сфабрикованным по указанию Сталина заявлением, напечатанным на машинке, на нем было написано: исполнил Абакумов.
Этот документ "состряпали" так: мужа вызвали в Кремль, и он поехал туда в мундире. Но его отвезли на Лубянку, там переодели и бросили в камеру. В ней была специальная полка, которую можно было отбросить к стене, и арестанту было негде спать. Считается, что не давать человеку спать в течение долгого времени - это одна из самых страшных пыток. Так пытали Александра Александровича. В камере был очень яркий свет, который бил в глаза, от него некуда было спрятаться. Его постоянно допрашивали при таком же ярком свете. Он был практически без сознания. Допрашивали его не какие-то непонятные люди, которые в фильме бьют всех ногами, оскорбляют и бросают на пол.
Каждую ночь начальник следственного отдела СМЕРШ полковник Лихачев и сам Абакумов допрашивали его, обвиняя в антигосударственном сговоре, угрожали ему, что его и всех его близких расстреляют, говорили: "Все равно ты отсюда не выйдешь!". Он все отрицал, они говорили: "Мы лучше знаем". Никаких протоколов не велось, то, что он говорил, не фиксировалось. А уже после допроса писались нужные Абакумову ответы, и это ежедневно докладывали Сталину. Я видела подлинники этих документов. Они написаны не Новиковым, а Абакумовым. А ведь муж и Жуков всю войну были рядом, и, когда планировалась какая-нибудь крупная стратегическая операция, Георгий Константинович просил Сталина прислать к нему на фронт Новикова, командующего ВВС, представителя Ставки Верховного командования, потому что они военные операции рассматривали под одним углом, только Жуков, как сухопутчик, а Александр Александрович - как авиатор. Впоследствии маршал Новиков и все, кто проходил по этому делу, были не просто реабилитированы, но и признаны жертвами политических репрессий.
Что касается фильма в целом, они делают, что хотят, забывая о том, что это - герои Великой Отечественной войны, что это полководцы, которые вместе с народом одержали Победу. Какими они их изображают? Я знала большинство из них лично, с Жуковым общалась в последние годы его жизни, хорошо знала его вторую жену Галину Александровну. Мы отдыхали в одно и то же время в санатории в Архангельском - гуляли вместе, беседовали на разные темы. В то время он написал мемуары, но его книгу не хотели публиковать - он рассказывал об этом. Жуков, например, вообще не пил спиртного - в фильме он все время прикладывается к бутылке, пьяный садится за руль! Они, конечно, столько накрутили, и, самое главное, про его любовницу Лидию Захарову, которой в этом сериале посвящено больше времени, чем жене Александре Диевне. Они все это выдумывают, а молодое поколение смотрит. Пять лет делать фильм, и сделать такую ерунду - это просто безобразие!»
URL записи![](http://img.rg.ru/pril/article/58/29/52/CIMG4477.jpg)
Эра Жукова, дочь маршала Г.К. Жукова:
«Дети говорят мне: "Не смотри". Но я, конечно, смотрю, переживаю, расстраиваюсь. Главный герой этого сериала совершенно не похож на моего отца: сколько ни всматриваюсь, не вижу ничего общего. Выбор актера кажется мне довольно неудачным, к тому же, играет он совершенно другого человека. читать дальшеСоздатели фильма говорят о том, что они снимали его с уважением к маршалу Жукову, не умаляя его военных заслуг, с вниманием к человеку, но никакого человека там нет, и фильм этот не о маршале и не о полководце. Я прожила жизнь рядом с отцом и могу сказать, что все было совсем не так. Даже те факты, которые имели место, в этом фильме подаются в совершенно другом свете. Я уже была взрослым человеком, и все происходило у меня на глазах. Да, было два обыска, которые я прекрасно помню, кстати, в результате одного из них у меня украли фотоаппарат - подарок отца. Потом еще один обыск был на квартире. Да, это было достаточно драматично, но не так, как это происходит на экране: водка, самоубийства, пытки... Я не понимаю, откуда взялись все эти события, показанные в фильме.
Не знаю, что будет дальше, но то, что я уже видела, и то, что анонсируют, не имеет ничего общего с действительностью. Я хорошо знаю всех близких отцу людей, но это совсем другие люди, поступки, мотивация, показанные в сериале, совершенно не были им свойственны. Наш добрый друг Лидия Русланова, двоюродный брат отца, который действительно жил у нас на даче, но двадцатью годами позже, и при этом не пил... Я вижу, как на экране жена Жукова дает дочери пощечину. Моя мама?! Мне?! Такого не было никогда. Героиня Елены Яковлевой вообще ничем не напоминает мою маму Александру Диевну. Мама была скромной, доброй, мягкой. Ее давно нет, она умерла в 1967 году, но я ни разу ни от кого не слышала о ней худого слова. Она не позиционировала себя как маршальскую жену. В те времена это вообще не было принято, жены полководцев вели себя скромно и достойно. Даже когда отец ушел из семьи, он, как говорится, не закрыл за собой дверь. И, когда мама умерла, отец очень тяжело это переживал. Его вторая жена Галина Александровна рассказывала мне, что он заперся у себя в кабинете и целый день не выходил оттуда. Но в фильме все переврано. Я уже не говорю о том, как показана фронтовая подруга отца Лидия Захарова. Да, была война, потом их отношения, возможно, какое-то время продолжались, но такого громкого романа, как тот, что показывают в сериале, там, конечно же, не было. Папа был с нами, и мы - дети - именно поэтому вообще не знали ничего об этой истории.
Все увиденное вызывает у меня неприятие. Зачем этот фильм? С какой целью он сделан? Принизить значение личности отца? Не знаю, каким будет впечатление зрителей, но, на мой взгляд, в этом фильме показали плохого человека. И это - не маршал Жуков. У каждого человека есть личная жизнь, в которую он не хотел бы впускать посторонних. Не хотел этого и отец. А авторы картины копаются в ней грязными руками, пользуясь тем, что мертвые не могут себя защитить. Не советуются, даже не сообщают об этом его родным. Мне кажется, что полководец должен оставаться полководцем, исследовать его биографию должны профессиональные историки, а его личная жизнь никого не касается».
Мария Жукова, дочь Г.К. Жукова от второго брака:
«Поначалу я вообще не хотела его смотреть. Но мне все звонили, в том числе журналисты, говорили об этом сериале, и я была вынуждена. Я через силу заставляла себя досматривать каждую серию, думая: "скорее бы конец!" Первая реакция: я поняла, что фильм вообще не о Жукове. читать дальшеЯ все время искала какую-то зацепку - во внешности, в манерах, в разговорах, в реакциях на ту или иную ситуацию, но не обнаружила ничего, за что можно было бы зацепиться, и сказать, что это похоже на моего отца. Все это касается и моей мамы - Галины Александровны. Больше всего меня удручает то, что нам не показали сценарий, не позаботились о том, чтобы была хоть какая-то достоверность. Жуков - это историческая личность, и люди скоро будут судить о нем не по достоверным источникам, а по таким произведениям. Этот фильм нужно было назвать "Иванов", "Петров", "Сидоров", пусть военный, пусть маршал, но вымышленный персонаж, а никак не Жуков! Теперь я читаю в интернете, что Жуков был бабником, не мог разобраться со своими женщинами, что выпивал. Для дочерей все это просто оскорбительно!
Действительно, мама приехала в Свердловск по распределению, была начинающим врачом, а отец командовал военным округом. Но выросла мама не в деревне и не в тайге, как говорит героиня фильма, а в Казани. И, уж если говорить об этом, мама не могла первой признаться в любви маршалу Жукову! Она трепетала перед ним, ведь это было после войны, она думала: "кто я, и кто Жуков!" Мама, как могла, избегала его. Отец долго ухаживал за ней, и, как он сам писал в дневнике, признался ей в любви. Мама никогда не называла отца Жорой. Только Георгием!
Письмо Георгия Жукова его последней жене:
4 сентября 1952 г., Гурзуф
Галина, любимая!
Пишу тебе в надежде на то, что ты уже в Свердловске. Родная, как ты провела время в Казани, как встретила и проводила тебя мама?
Я в Гурзуфе с 1 сентября. До сих пор нахожусь под очарованием последней встречи с тобой, моя Галюсенька! В Москве ты была так хороша и мила, что до сегодняшнего дня я все время любуюсь и вдохновляюсь тобою. Я бы хотел, чтобы ты сохранила такой вид и общее состояние на возможно более длительный срок, а это зависит только от тебя, моя родная...
Погода в Крыму стоит очень хорошая. Небо голубое, море зелено-голубое, теплое, ласковое и манящее в свои объятия. Родная моя, как жаль, что нет здесь тебя. Мне не хватает тебя, без тебя я очень скучаю... В Свердловске я хочу быть около 20 сентября и не потому, что мне нужно быть на областной партийной конференции, а потому что я очень скучаю без тебя, моя любимая голубка, родная, ласковая Галюсенька. Чем ты сейчас занимаешься? Может быть, дежуришь? Но что бы ты ни делала - не забывай того, кто всегда думает о тебе, кто искренне любит тебя...
Пусть тебя хранит моя любовь, моя мечта о тебе...
Твой Георгий.
Мне до этого показывали пару сценариев, и я их, конечно, забраковала, потому что они, по моему мнению, были ужасны. А об этом сериале я впервые услышала примерно год назад. Я узнала, что Николай Губенко отказался сниматься в нем, и написала ему письмо, в котором спросила, кто режиссер, кто автор сценария, и почему он отказался в этом участвовать. Из его ответа я поняла, что, прочитав сценарий, он отказался сниматься в роли Жукова по принципиальным соображениям. За что я ему благодарна! Когда я смотрела сериал "Жуков", я не один раз вспомнила добрым словом Михаила Александровича Ульянова, который сыграл отца, например, в фильме "Освобождение" и других картинах. Он мне и раньше нравился, но все же я видела какие-то недостатки, а сейчас я понимаю, что нужно сказать ему большое спасибо за то, что он с такой глубиной, мастерски сыграл отца. На протяжении всего сериала я увидела, пожалуй, одну единственную улыбку на лице исполнителя роли Жукова Александра Балуева. А ведь отец был очень улыбчивым, обаятельным человеком!
Создатели фильма говорят, что не добивались внешнего сходства актера с героем... Но внутреннего сходства тоже нет! Меня поразила сцена, где Жуков убивается из-за смертельной болезни моей мамы: рыдания, крики. Конечно, отец очень переживал, но держал себя в руках. У него были потрясающая выдержка, терпение, мужество… Он просто молчал, уходил в себя, но истерить?! Здесь есть претензия на то, что Жукова посетила большая любовь к моей маме, как награда за его нелегкую жизнь. Но я не увидела в этом сериале никакой любви. Все приземленно-банально! Меня иногда спрашивают, как это было... Вспомните Элину Быстрицкую в роли врача в фильме "Неоконченная повесть". Мама чем-то на нее похожа - взгляд, манеры, достоинство, обаяние и, вместе с тем, скромность. И последняя сцена, когда главные герои смотрят друг на друга, и показаны только их глаза, но в них такая глубина, и не нужно слов...
Да, большинство людей, которые знали моих родителей, умерли, но еще есть те, кто мог бы об этом рассказать. А в сериале крики, истерики... Я уже не говорю о том, что на протяжении всего фильма Жуков пьет, а в одной из серий - вообще из горла бутылки. Это отец-то!? Да, если уходить в частности, я могу многое сказать. В последних сериях показана жизнь опального маршала в каком-то "домике лесника": дачу отняли, молоко получают по карточкам, жена сама готовит. На самом деле мы жили на госдаче в Сосновке - это был огромный особняк. Когда консультировать отца приехали французские врачи, они сказали: "О, это маленький Версаль!" Они спрашивали: "Это ваша личная дача?" А переводчик пояснял, что дача государственная. Там был повар, были парковые рабочие, у отца был адъютант. В фильме он вроде как всеми забыт, обивает пороги кабинетов...
Нет, это к Жукову приезжали - все равно это оставался Жуков. И то, что отца не пригласили на прием в Кремль по случаю двадцатилетия Победы - неправда. Я храню номер французского журнала "Пари Матч", где напечатана огромная цветная фотография отца со всеми наградами и мамы - очень элегантной, выходящих из "Чайки" у Дворца съездов. У меня в домашнем архиве есть несколько фотографий этого радостного для отца события. И, разумеется, не было этого опустившегося Жукова в халате, который пьет, чтобы забыться. Отец, конечно, очень переживал, когда его сняли с должности, но он пил снотворное. Он говорил Константину Симонову: "Я засыпал, просыпался, потом опять принимал снотворное, и все негативные эмоции я пережил во сне. А через какое-то время просто взял и поехал на рыбалку".
![](http://img.rg.ru/pril/article/58/29/52/CIMG4482.jpg)
Это же был человек с колоссальной силой воли, с огромным самообладанием. Но самое чудовищное в фильме, на мой взгляд, что Жуков снимает с себя крест, - он остался христианином до конца! Я просто сочувствую зрителю, которому показывают эту чушь. Это чересчур даже для художественного фильма! Хотя мне пришлось прочитать много положительных отзывов, и для меня это стало открытием: люди, даже посмотрев такой фильм, все равно с большим уважением пишут об отце. Они говорят, что все это заставило их еще раз о нем вспомнить и поклониться его светлой памяти и заслугам перед Родиной. Так что если кто-то хотел свергнуть отца с пьедестала - это вряд ли получилось!
Делать такое кино, когда живы дочери Жукова - люди, которые его знали, любили и любят, - это бессовестно. Мне звонили с возмущением мои знакомые ветераны войны, звонила Ирина Викторовна, которая делала отцу массаж после инсульта. Она очень расстроилась, сказала, что смотрела этот сериал и плакала. И все же в суд я подавать не буду - есть ведь Божий суд…»
Наталия Конева, дочь маршала И.С. Конева:
«Когда на телевидении снимают передачи про сегодняшних "звезд", аудиторию нередко завлекают именно подробностями их личной жизни. Нынешние светские персонажи заинтересованы в этом формате - он приносит им дополнительный пиар. Они отдают себе отчет в том, что подробности их личной жизни, связи, интимные отношения станут предметом публичного интереса. Но теперь на Первом канале решили вспомнить "звезд" прошлых лет, читать дальшеподтверждением чего может быть недавно показанный многосерийный фильм о Екатерине Фурцевой. Выбирают знаменитых людей той эпохи, но приемы используют те же, что и для освещения стиля жизни современных звезд.
А ведь маршал Жуков - это человек, который во многом изменил исторический процесс. Сожаление вызывает воссозданная в фильме атмосфера послевоенных годов, ведь это, понятно, не только костюмы, шляпки и автомобили… Мы - потомки, безусловно, помним этих людей совершенно другими. Как говорил мне отец, эти люди не бражничали. А в фильме много места отведено выпивке, загулам. Все это перекликается со знакомыми нам подробностями современной "гламурной" жизни.
Авторы говорят: "Мы хотим показать не полководца, а человека, который снял мундир". Хорошо, но в этом случае необходимо задать себе вопрос: где вкус и чувство меры, которые должны присутствовать в работе над такой большой темой? В сериале в концентрированном виде показана интимная сторона жизни. Но, если вы говорите о Жукове-человеке, наверное, нужно рассказать и о других важнейших сторонах его жизни. Из этого фильма мы не узнали, как отдыхал Жуков, какие книги читал, как воспитывал своих детей, ведь при Сталине наши родители ночью работали, а днем отдыхали.
Мы видим маршала то в семье, то у любовницы, но не видим никаких тонких психологических моментов: как он строил отношения с окружавшими его людьми, например. Там нет серьезных разговоров и диалогов, раскрывающих личность Жукова в переломные, острые периоды его жизни. Вызывает сомнение и историческая достоверность. В этой ленте есть факты, которые не соответствуют действительности и являются удобным для создателей картины художественным вымыслом. А, например, важнейшее историческое событие - заседание Высшего военного совета 1946 года, которое отражает взаимоотношения полководцев-победителей с властью, затронуто без необходимой глубины. Известно, что на судьбоносном для Жукова заседании не только маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко, но и другие боевые соратники Георгия Константиновича встали на его защиту. Именно их солидарная позиция и удержала Сталина от принятия репрессивных мер.
Когда снимают передачи про нынешних героев, Первый канал всегда приглашает друзей, знакомых, близких поговорить об этом человеке. Почему же, снимая фильм о такой масштабной исторической фигуре, авторы не сочли нужным пообщаться с людьми, хорошо знакомыми с обстановкой вокруг этого человека. Ведь они помнят самые достоверные детали и подробности. Их свидетельства, несомненно, придали бы фильму большую правдивость. А так на наших глазах создается новый миф. Мы видим не Жукова во всей противоречивости и масштабности его натуры, а словно бы экранизацию некоего популярного романа "Жуков и его женщины", которая заслонила собой все».
Тамара Новикова, вдова главного маршала авиации А.А. Новикова:
«Это не первый раз, когда Пиманов делает исторический фильм, в котором искажены важные факты. Почему он, зная, что мы - Новиковы - когда-то уже возмущались по этому поводу, не обратился ко мне? Ведь у меня есть документы из многих архивов, в том числе из личного архива Сталина, которые проливают свет на то, что же на самом деле произошло в этот трагический период послевоенных репрессий.
читать дальше
В сериале показан важный эпизод - заседание Высшего военного совета 1 июня 1946 года, протокол которого недоступен для исследователей. Он происходил так: там было 18 человек, повестка дня: "О т. Жукове". О товарище - не о маршале! Был протокол, который люди, которые делали этот фильм, очевидно, не видели. Первым выступал Конев, которому в фильме приписали несуразную реплику "история нас рассудит". Да не говорил этого Конев! И то, что зачитывали на этом заседании, как "показания" маршала Новикова, на самом деле было сфабрикованным по указанию Сталина заявлением, напечатанным на машинке, на нем было написано: исполнил Абакумов.
Этот документ "состряпали" так: мужа вызвали в Кремль, и он поехал туда в мундире. Но его отвезли на Лубянку, там переодели и бросили в камеру. В ней была специальная полка, которую можно было отбросить к стене, и арестанту было негде спать. Считается, что не давать человеку спать в течение долгого времени - это одна из самых страшных пыток. Так пытали Александра Александровича. В камере был очень яркий свет, который бил в глаза, от него некуда было спрятаться. Его постоянно допрашивали при таком же ярком свете. Он был практически без сознания. Допрашивали его не какие-то непонятные люди, которые в фильме бьют всех ногами, оскорбляют и бросают на пол.
Каждую ночь начальник следственного отдела СМЕРШ полковник Лихачев и сам Абакумов допрашивали его, обвиняя в антигосударственном сговоре, угрожали ему, что его и всех его близких расстреляют, говорили: "Все равно ты отсюда не выйдешь!". Он все отрицал, они говорили: "Мы лучше знаем". Никаких протоколов не велось, то, что он говорил, не фиксировалось. А уже после допроса писались нужные Абакумову ответы, и это ежедневно докладывали Сталину. Я видела подлинники этих документов. Они написаны не Новиковым, а Абакумовым. А ведь муж и Жуков всю войну были рядом, и, когда планировалась какая-нибудь крупная стратегическая операция, Георгий Константинович просил Сталина прислать к нему на фронт Новикова, командующего ВВС, представителя Ставки Верховного командования, потому что они военные операции рассматривали под одним углом, только Жуков, как сухопутчик, а Александр Александрович - как авиатор. Впоследствии маршал Новиков и все, кто проходил по этому делу, были не просто реабилитированы, но и признаны жертвами политических репрессий.
Что касается фильма в целом, они делают, что хотят, забывая о том, что это - герои Великой Отечественной войны, что это полководцы, которые вместе с народом одержали Победу. Какими они их изображают? Я знала большинство из них лично, с Жуковым общалась в последние годы его жизни, хорошо знала его вторую жену Галину Александровну. Мы отдыхали в одно и то же время в санатории в Архангельском - гуляли вместе, беседовали на разные темы. В то время он написал мемуары, но его книгу не хотели публиковать - он рассказывал об этом. Жуков, например, вообще не пил спиртного - в фильме он все время прикладывается к бутылке, пьяный садится за руль! Они, конечно, столько накрутили, и, самое главное, про его любовницу Лидию Захарову, которой в этом сериале посвящено больше времени, чем жене Александре Диевне. Они все это выдумывают, а молодое поколение смотрит. Пять лет делать фильм, и сделать такую ерунду - это просто безобразие!»